Одним из приоритетных направлений деятельности организации, занимающейся управлением жилой недвижимостью, является привлечение новых многоквартирных домов (далее – МКД). Смена управляющей компании (далее – УК) становится всё более актуальной также и для собственников помещений дома, которые активно начали участвовать в вопросах его управления и эксплуатации. Однако, несмотря на важность данной темы, и наличия на практике проблем приёма-передачи домов, законодательством не урегулирована процедура приёма-передачи МКД при смене УК или способа управления. Жилищный кодекс и разъяснительные письма Минрегиона РФ сводятся только к вопросу передачи технической документации.
В ряде регионов РФ существуют подзаконные нормативно-правовые акты. Так, например, распоряжением Департамента ЖКХиБ г.Москвы от 29.09.2006г. N 05-14-316/6 утверждён порядок передачи управления МКД при смене организаций, управляющих многоквартирным домом, независимо от их организационно-правовых форм. Правда частично данный документ устарел, а некоторые его положения по-прежнему не выполняются, т.к. отсутствуют штрафные санкции к управляющим компаниям и к органам власти в данном вопросе. Но, несмотря на имеющиеся сложности, обеспечить приём-передачу жилого дома в разумные сроки без обращения в суд возможно. Рассмотрим основные этапы данной процедуры на примере московской практики.
Документы, предоставляемые УК для участия в конкурсе:
УК, получившая МКД по результатам открытого конкурса, не сталкивается с препятствиями со стороны бывшей УК, местных органов власти или группы собственников помещений МКД в вопросах получения документации, перевода платежей собственников, перезаключения договоров с ресурсоснабжающими и подрядными организациями. Эти и другие проблемы возникают в случае, когда в процедуре приёма-передачи МКД участвует бывшая УК.
Независимо от того, по чьей инициативе ставится вопрос о смене УК – самими собственниками, правлением ТСЖ, ЖК, представителями новой УК или сотрудниками гос.власти, активисты смены УК сталкиваются с противодействием УК. Масштабы борьбы напрямую зависят от уровня рентабельности и привлекательности «уводимого» объекта. Если дом старый, жители конфликтные и дом приносит больше проблем, чем прибыли, то УК будет пассивно участвовать в процессе, скорее не сопротивляясь, а просто тормозя переход МКД, стремясь отдать МКД на своих условиях: закрыв свои проблемы и убытки. В случае, если УК заинтересована в МКД, получает на нём прибыль, в т.ч. с использованием общего имущества, и при этом имеет поддержку местной власти, то переход в новую УК может затянуться на годы и не привести к результату. Например, жители дома № 4 по улице Анохина г.Москвы, которым досталась УК от застройщика, несмотря на то, что подавляющим большинством голосов на общем собрании выбрали другую УК и получили решение суда, подтверждающего его легитимность, так и не смогли сменить УК из-за противодействия его руководства и сотрудников, в том числе силового.
На практике более реален переход МКД в другую УК, в случае организации ТСЖ. При такой ситуации у собственников появляется юридическое лицо, которое вправе реализовывать и отстаивать решения и интересы большинства и МКД переходит не напрямую в новую УК, а уходит от УК в «свободное плавание». Ведь ТСЖ вправе как самостоятельно управлять МКД, так и заключить с момента гос.регистрации договор управления со специализированной УК. При наличии ТСЖ шансы сменить УК равны 99%, при его отсутствии – 50/50. Есть примеры МКД без ТСЖ, в которых одна группа собственников проводила общее собрание по выбору новой УК, и следом за ней другая группа при поддержке действующей УК тут же проводила новое собрание по переизбранию старой УК. И так по несколько собраний в течение нескольких лет, в ходе которых разрастался конфликт, и терялись добрососедские отношения.
Таким образом, эффективнее сменить УК через создание ТСЖ. Можно в повестке одного общего собрания поставить на голосование вопросы: создания ТСЖ и заключения между ТСЖ и новой УК договора управления по городским ставкам. Несмотря на то, что правление Товарищества вправе согласно п. 4 ст. 148 ЖК РФ самостоятельно принять решение о заключении договора управления с УК, целесообразнее данный вопрос поставить на голосование общего собрания членов ТСЖ или общего собрания собственников. Тогда не будут возникать вопросы легитимности выбора и деятельности новой УК.
Когда собственники находят новую УК (по интернету, отзывам жителей близлежащих МКД, органов власти и др.), первым шагом становятся переговоры (встреча) между инициативными собственниками МКД и руководством УК. По итогам встречи достигается предварительная договорённость о готовности новой УК принять МКД в управлении на определённых условиях (срок действия договора управления, городские ставки по ЖКУ, отчётность УК и др.). Со своей стороны сотрудники УК предварительно делают оценку привлекательности объекта для себя (его территориальное расположение, год постройки и техническое состояние, рентабельность МКД, зависящая от его площади и др.). Если по предварительным параметрам есть предпосылки для сотрудничества, то планируется дата проведения собрания по выбору новой УК и утверждению условий договора управления с ней.
Чтобы подготовить проект договора управления, в т.ч. смету на управления МКД, УК необходимо провести обследование технического состояния МКД и получить следующую информацию и документы (копии) на МКД:
Если получить полную информацию не представляется возможным, можно составить проект договора управления с его последующей доработкой. Как вариант, за основу можно взять договор управления, заключённый между собственниками помещений с действующей УК (при наличии).
На основании акта обследования технического состояния МКД, необходимо составить дефектную ведомость, которая должна стать одним из приложений к договору управления и зафиксировать все проблемы и дефекты общего имущества на момент приёма МКД новой УК.
Процедуру общего собрания необходимо провести в строгом соответствии с положениями ст.45-48 ЖК РФ, чтобы у противников смены УК не было веских аргументов оспорить его решения. В повестке общего собрания помимо пункта о выборе новой УК должны быть вопросы:
После подсчёта голосов и оформления протокола общего собрания, заключаются договора управления с 51% собственников (при способе управления – УК) или 1 договор управления с ТСЖ с указанием конкретной даты вступления его в силу. Рекомендуется принимать МКД в весенне-летний период, до начала отопительного сезона, желательно с 1-го числа 1-го месяца квартала. При таком условии удобнее перезаключать договоры со сторонними организациями, в т.ч. с государственными учреждениями по выдаче бюджетных субсидий.
Согласно п.3 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в любой момент могут изменить способ управления МКД. В соответствии с частью 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в МКД на основании решения общего собрания в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления, если УК не выполняет условий такого договора. Этот момент, а также условия расторжения договора управления с действующей УК, необходимо учесть при подготовке уведомления о её смене.
Важным этапом является уведомление собственниками помещений (ТСЖ) совместно с выбранной УК всех участников процедуры передачи МКД. К уведомлению необходимо приложить заверенные копии протокола общего собрания и договора управления. Желательно вручить уведомления не позднее, чем за 1 месяц до даты вступления договора управления в силу.
Уведомляются:
Новой УК нужно быть готовой морально и материально к тому, что 2-3 месяца может уйти на то, чтобы перезаключить договоры и перевести платежи собственников и бюджетные средства на себя. Первое время УК может нести убытки. Тормозиться процесс может не только бывшей УК, но и местными органами власти, если они не заинтересованы в уходе дома из под управления местной УК.
Если удалось достичь какого-то взаимопонимания с бывшей УК, которая не пошла в борьбе за дом на открытую конфронтацию и нарушение законодательства, то у новой УК есть возможность приступить к полноценному управлению МКД согласно намеченной дате. При такой ситуации необязательно, но целесообразно составить двусторонний акт состояния общего имущества МКД. Такой акт подписывается уполномоченным представителем старой и новой УК, представителями собственников (или ТСЖ), представителями органов гос.власти. В дальнейшем акт состояния общего имущества может использоваться для планирования работ по управлению, обслуживанию и ремонту общего имущества и для оценки результативности работы УК. Также желательно подписать акт приёма-передачи МКД, документации по нему, ключей от помещений общего имущества, материальных ценностей и финансовых средств (платежи собственников, накопления на ремонтные работы и т.п.). Хотя на моей практике, случаи подписания актов приёма-передачи МКД и документации были, а что касается денежных средств и материальных ценностей – нет. Как правило, новая УК начинает отсчёт своей работы с нуля. Долги и авансовые платежи собственники помещений МКД должны урегулировать с бывшей УК самостоятельно.
По возможности во избежание взаимных претензий при расторжении договора управления рекомендуется собственникам помещений достигнуть с бывшей УК соглашений по вопросам:
В заключение, несколько рекомендаций собственникам помещений, ТСЖ и УК:
Закончить хочется на позитивной ноте: растёт % МКД, сменивших УК, свидетельствует о росте активности собственников жилья и развитии конкуренции среди УК. Заказчики и исполнители ЖКУ стали внимательнее присматриваться друг к другу, выбирать новых партнёров и выстраивать отношения всерьёз и надолго.
Поделитесь: