Насколько рынок стал цивилизованным? Насколько изменило ситуацию введения лицензирования в этой отрасли? Каковы плюсы и минусы этого решения?
Управляющие компании (УК) в России переживают трудные времена. В результате экономической ситуации в стране в целом ухудшилось и состояние организаций жилищно-коммунального хозяйства. Негативное влияние на УК оказывают: незапланированный рост издержек; снижение объемов бюджетного финансирования; рост неплатежей со стороны потребителей и контрагентов.
Помимо общей негативной экономической ситуации в стране на рынок УК в России отрицательно влияет политика жёсткого контроля и регулирования со стороны государства. Если большинство отраслей экономики в период реформирования в 90-х годах перешли на рыночные механизмы и за счёт конкуренции оптимизировали цену и качество своих товаров и услуг для потребителя, то в отношении рынка УК государственный контроль только усиливается. Он выражается:
- в государственном регулировании цен по тарифу УК (плата за содержание и ремонт жилого помещения за 1 кв.м. в месяц), который утверждается органами государственной власти и применяется ко всем многоквартирным домам, которые проходят открытый конкурс по выбору УК или в которых собственники сами не установили размер данного тарифа. В итоге разные по рентабельности и по техническому состоянию дома должны обслуживаться по одинаковому тарифу, который несмотря на инфляцию в большинстве регионов не меняется несколько лет. Например, в Москве для домов со всеми удобствами тариф в размере 24,53 руб. за 1 кв.м. не меняется уже с 2012 года;
- в утверждённом органами государственной власти обязательном перечне работ и услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, который независимо от состояния и категории дома навязывает одинаковый перечень и периодичность работ и услуг УК по обслуживанию домов;
- в создании государственных управляющих компаний, у которых есть приоритет, как в получении бюджетных субсидий, так и индульгенция по нарушениям или не выполнением требований законодательства по деятельности УК;
- в возврате к системе накоплений на капитальный ремонт многоквартирных домов по принципу «общего котла», при котором сроки, перечень и объём финансирования определяют чиновники, а не собственники домов и УК;
- в лицензировании деятельности УК. Если во всех других сферах государство уходит от лицензирования, отдавая приоритет рыночным механизмам регулирования, то в отношении УК порядок выдачи и лишения лицензии уже привёл к проблемам. В России есть первые примеры домов, по которым действующим УК отказали в выдаче лицензии. При этом оставить дом без УК это не тоже самое, что закрыть магазин. Негативные последствия для дома и жителей гарантированы. И не факт, что выбранная по конкурсу новая УК будет лучше. Учитывая, что законодательство позволяет собственникам в любой моменты выбрать/поменять УК своего дома, не лучше ли было оставить решение данного вопросам на усмотрение самих потребителей (как это происходит во всём цивилизованном мире), а не передавать этот инструмент органам власти, тем самым создавая условия для коррупции.
Учитывая данные тенденции, можно с уверенностью сказать что рынок частных УК переживает трудные времена.